- Пакша – К
- Экадаши – Да
- Пост – Нет
- Йога – Харшана
- Накшатра – Мула
Пост за Сат-тила-экадаши
Прервать пост завтра с 07:22 до 10:34
Вот как об этом удивительном экадаши Шат-тила, приходящегося в темную половину зимнего лунного месяца Магха (январь-февраль), рассказывается в Бхавишья-пуране.Далбья-риши сказал Пуластье-муни: "Когда душа соприкасается с материальной энергией, она тотчас начинает совершать такие греховные поступки, как воровство, убийство и недозволенные половые связи. Она может совершить и множество других греховных поступков, даже таких, как убийство брахмана. О безупречнейший, пожалуйста, объясни мне, каким образом такие несчастные души могут избежать наказания, будучи посланы в адские сферы мироздания. Пожалуйста, поведай мне, как человек может легко освободиться от своих грехов, даже просто давая малую милостыню.
Пуластья-муни ответил: "О счастливый, ты задал мне хороший и сокровенный вопрос, на который даже Брахма, Вишну, Шива или Индра не смогут ответить. Пожалуйста, выслушай мой ответ очень внимательно.
С приходом месяца Магха следует омыться, взять свои чувства под строгий контроль, отринув такие страсти, как гнев, гордость, зависть, придирчивость и жадность, и медитировать на Верховную Личность Бога, Господа Шри Кришну. Затем нужно собрать немного коровьего навоза, причем до того, как он соприкоснется с землей, смешать его с семенами кунжута и хлопком, скатав из всего этого 108 шариков. Это следует проделать в тот день, когда на небе появится созвездие Пурвашадха-накшатра. Затем следует провести экадаши, соблюдая правила и предписания, которые я сейчас объясню тебе.
После омовения нужно поклониться Всевышнему Господу. Во время молитвы Господу Кришне, воспевая Его имена, следует обещать строго соблюдать этот экадаши. Следует бодрствовать всю ночь и совершить молитвенное почитание святых. Затем бхакта, преданный слуга Господа, должен совершить арати (богослужение) Господу - который в Своих руках держит морскую раковину, диск-чакру, булаву и цветок лотоса, - предлагая Ему сандаловую пасту, благовония, камфару, яркий светильник на гхи (очищенном топленом коровьем масле) и искусно приготовленные яства. Затем бхакта должен положить в священный огонь те самые 108 шариков, воспевая при этом постоянно святые имена Всевышнего Господа, Шри Кришны. В продолжение всего дня и ночи он должен, как обычно, строго соблюдать экадаши, полностью воздерживаясь от употребления в пищу злаков и бобовых растений. В этом случае ему нужно предложить Господу тыкву, кокос и гуаву. Если же этого нет, то их можно заменить орехами бетеля.
Следует молиться Господу Джанардане, покровителю всех живых существ: "О Господь Шри Кришна, Ты самая милосердная личность Бога и освободитель всех падших душ. О Господь, мы пали в океан материального существования. Пожалуйста, будь милостив к нам. О лотосоокий Бог, пожалуйста, прими наши самые смиренные и почтительные поклоны. О покровитель мира, мы снова и снова предлагаем Тебе свое почтение. О Верховный Дух, о Всевышний, о прародитель всех наших предков, просим Тебя и Твою вечную супругу, Шримати Лакшми-деви, благосклонно принять это смиренное подношение.
Затем бхакта должен постараться доставить удовольствие ученому брахману, поднеся ему с теплыми приветствиями полный сосуд воды, зонтик, пару туфель и одежду, прося его о благословении, благодаря которому можно развить в себе бескорыстную любовь к Кришне. Если позволяет положение, можно также пожертвовать такому брахману черную корову, особенно тому, кто сведущ во всех наставлениях ведических писаний. Также надо поднести ему полный сосуд зерен кунжута (сезама).
О великий Далбья-муни, черные кунжутные зерна особенно подходят для предписанного поклонения и огненных жертвоприношений, тогда как белые и коричневые зерна кунжута предназначены в пищу возвышенным брахманам. Тот, кто в священный экадаши Шат-тила жертвует зерна обоих этих видов, восходит на небесные планеты, где будет пребывать столько тысяч лет, сколько зерен принесли бы пожертвованные семена, если б их посеяли и они принесли плоды.
В этот экадаши следует омыться в воде, смешанной с зернами кунжута, нанести на тело кунжутную пасту, предложить зерна кунжута для жертвоприношении, вкушать кунжутные зерна, раздавать их как милостыню и принимать как пожертвование. Таковы шесть (шат) путей использования кунжутных зерен (тила) для духовного очищения в этот экадаши. Поэтому он назван «шат-тила».
Великий Деварши Нарададжи однажды спросил Верховную Личность Бога, Шри Кришну:
«О мощновооруженный Господь, о Милостивый к Своим любящим преданным, пожалуйста, о Ядава, милостиво поведай мне результаты, достигаемые соблюдением Шат-тила экадаши».
Господь Шри Кришна ответил:
«О лучший из дваждырожденных, я расскажу тебе историю, свидетелем которой был Сам. Много лет тому назад здесь жила старая женщина-брахман, которая управляя своими чувствами, ежедневно поклонялась Мне. Исполненная веры, она много постилась, особенно в специальные дни почитания Меня, и служила Мне с полной преданностью, без каких-либо личных мотивов. Из-за суровых постов она стала совсем слабой и худой. Она раздавала милостыню брахманам, юным девушкам и даже собиралась пожертвовать свой дом. О лучший их брахманов, хотя эта духовная женщина милостиво раздавала пожертвования достойным людям, странной особенностью ее аскезы было то, что она никогда не давала пищи брахманам и полубогам.
Я подумал о таком любопытном упущении: «Эта замечательная женщина очищает себя постом при любой благоприятной возможности, поклоняясь Мне с неотступной преданностью. Поэтому она конечно же достойна войти в Мою обитель, недостижимую для обычных людей. Чтоб проверить ее, Я спустился на эту планету, приняв облик последователя Господа Шивы: с гирляндой из черепов вокруг Своей шеи и кружкой для подаяния в руке. Когда Я приблизился к ней, она спросила: «О почтенный, скажи мне правдиво, зачем Ты пришел ко мне».
Я ответил: «О прекрасная, Я пришел получить немного священной милостыни», - после чего она гневно бросила в Мою кружку твердый кусок грязи!
О Нарада, Я просто повернулся и отправился обратно в Свою обитель, удивленный странным смешением в этой чудесной брахмини большого великодушия и скупости.
В конце концов эта аскетичная женщина достигла духовного мира в своем теле - так велики были ее усилия в посте и пожертвованиях. И, так как она предложила Мне кусок грязи, Я превратил его в чудесный дом. Однако, о Нарададжи, в этом особенном доме совсем не было съедобного зерна, так же, как мебели и украшений; войдя в него, она обнаружила только пустое здание. Поэтому она пришла ко Мне и сказала в великом гневе: «Я многократно постилась при стольких благоприятных возможностях, сделав свое тело слабым и худым, столько поклонялась и молилась Тебе, владыке и защитнику всех вселенных. Однако, несмотря на это, в моем новом доме не видно ни пищи, ни богатства, о Джанардана. Почему?»(1)
Я ответил: «Пожалуйста, вернись в свой дом. Немного позже жены полубогов нанесут тебе визит, из любопытства желая посмотреть на новоприбывшую, но не открывай им дверь, пока они не опишут тебе славу и важность Шат-тила экадаши».
Выслушав это, она возвратилась домой. Вскоре пришли жены полубогов и хором сказали: «О прекрасная, мы пришли на даршану к тебе. Благая, пожалуйста, открой дверь и дай нам увидеть тебя».
Женщина ответила: «О драгоценнейшие, если вы хотите, чтобы я открыла дверь, опишите мне благо, достигаемое соблюдением священного поста в Шат-тила экадаши». Но ни одна из жен не отозвалась.
Однако позже они вернулись к дому и одна из них хорошо объяснила возвышенную природу этого священного экадаши. Когда же женщина открыла дверь, они увидели, что она не полубог, не гандхарви, не демоница и даже не нагапатни. Она была просто обычной женщиной.
После этого женщина соблюдала так, как ей описали, Шат-тила экадаши, который одновременно дарует и мирское наслаждение и освобождение. И в конце концов, она получила в свой дом ожидаемую мебель и зерно. Кроме того, ее обычное материальное тело превратилось в чудесное духовное тело, имеющее прекрасные черты. Так, по милости Шат-тила экадаши, и женщина, и ее новый дом в духовном мире стали дивно сиять и сверкать золотом, серебром, жемчугом и бриллиантами.
О Нарададжи, человек не должен соблюдать экадаши на показ, из жадности, надеясь достичь благ нечестно. Он просто должен бескорыстно жертвовать зерна кунжута, одежду и пищу, согласно своим возможностям. Действуя так, он обретет из рождения в рождение хорошее здоровье и возвышенное духовное сознание (2). В конце концов он насладится освобождением и возвращением в высшую обитель Господа. Таково мое мнение, о лучший из полубогов».
Так заканчивается повествование о славе Магха-Кришна экадаши, или Шат-тила экадаши, взятое из Бхавишья-уттара Пураны.
Примечания:
1. Хотя в духовном мире полностью отсутствует гнев и материальные желания, для раскрытия славы Шат-тила экадаши Кришна устроил так, чтобы женщина проявила эти качества.
2. Для вайшнава пожертвование означает давать сознание Кришны, особенно воспевание мантры «Харе Кришна». Как сказал Шри Чайтанья Махапрабху: «О брат, пожалуйста, воспевай "Харе Кришна". Я прошу только об этой милостыни». Если преданный-домохозяин может себе позволить, он может пожертвовать зерна кунжута, одежду и пищу достойной личности, но это не обязательно.