ГлавнаяСобытияВопросы и ответыКонтактыО насКарта сайтаАрхив
Религиозная организация "Общество Сознания Кришны"
Официальный портал Международного общества сознания Кришны в Украине
Vedamedia

Аспекты Абсолюта: Брахман, Параматма

Понятие истины

В толковом словаре слово «истина» объясняется, как: «адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания». Иначе говоря, если у нас в комнате стоит деревянный стол, он останется деревянным. Под воздействием наркотических средств человек может предположить, что стол стеклянный или металлический. В состоянии крайнего опьянения человек может даже не видеть стола. Вне зависимости от состояния сознания субъекта деревянный стол будет находиться в комнате. Восприятие, соответствующее объективной реальности, является истинным.

Понятие абсолютной и относительной истины

Для того чтобы иметь более ясное представление о том, что такое абсолютная истина, следует понять, что такое относительная истина.
Слово «относительная» предполагает, что наше понимание, восприятие или положение вещей истинно в отношении чего-то другого, но ограничено рамками
  • времени
  • пространства
Представьте себе, что на улице идёт дождь. Если человек, войдя к нам в комнату, скажет, что на улице идет дождь, его утверждение будет истинным. Однако через несколько часов погода может проясниться. Этот пример показывает, как истинное положение вещей ограничено рамками времени. С другой стороны для нас также очевидно, что дождь идет не везде. Если в одном городе дождь, это не значит, что во всех других городах также дождь.

Люди, стремящиеся постичь природу окружающего мира вне рамок времени и пространства называются трансценденталистами. Человек, восприятие которого вне рамок времени и пространства, является сведущим трансценденталистом. Восприятие сведущего трансценденталиста абсолютно. Это значит, что он воспринимает вещи такими, какими они были, есть и будут всегда и везде. Пока восприятие ограничено рамками времени и пространства, природе живого существа присущи четыре несовершенства:
  • обладание несовершенными чувствами
  • склонность впадать (находиться) в иллюзии
  • склонность совершать ошибки
  • склонность обманывать других
Любое знание, свободное от этих четырех недостатков, является совершенным.

Природа абсолютной истины

«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» (Шримад Бхагаватам 1.2.11)
Итак, вопрос: как сведущие трансценденталисты воспринимают Абсолютную Истину? Они воспринимают Абсолютную Истину как:
  • Брахман
  • Параматму
  • Бхагаван
Восприятие таких людей свободно от недостатков и, следовательно, точно всегда и везде. Прежде чем рассматривать проявления Абсолюта, мы попытаемся понять Его природу.

Природа Абсолюта

В изначальном тексте (1.2.11) эта природа описывается словами «гйанам адвайам». Слово «гйана» значит «знание» или «сознание». Слово «адвайам» значит «недвойственный». Таким образом, природа Абсолюта – недвойственное сознание.

Слово сознание указывает на высшую Истину. Поскольку высшее сознание недвойственно, это значит, что неможет быть другой Истины. Неможет быть другой абсолютной реальности, т.к. если проявилась бы другая, то первая сразу же прекратила бы свое абсолютное существование. Однако слово «недвойственная» не указывает на то, что ничего другого не существует. В действительности слово недвойственный указывает слудущее:
  1. Абсолютная Истина существует сама по себе, то есть не зависит в своем существовании от чего-то другого.
  2. Ничто другое не может существовать без поддержки этой недвойственной Истины.
Итак, рассмотрим понятие «недвойственная». В соответствии с Ведами, недвойственным может считаться только тот объект, который лишен 3 видов различия, характерных в нашем обыденном мире. Это:
  • различие, существующее между объектами, принадлежащими к одной категории
  • различие, существующее между объектами, принадлежащими к разным категориям
  • различие, существующее между разными составными частями одного и того же объекта
Различие, существующее между одинаковыми объектами (саджатийа-бхеда), это отличие двух машин, принадлежащих к одной серии выпуска. С одной стороны эти машины одинаковые. Однако если одна машина будет разбита в дорожно-транспортном происшествии, это никак не повлияет на другую машину. Таково различие первой категории, существующее в этом мире.

Различие между объектами разных категорий (виджатийа бхеда) можно видеть между отличием компьютера и умывальника, собакой и люстрой. Или же, используя пример автомобиля, грузовая машина отличается от легковой машины.

Различие, находящееся в самом объекте (сва-гата-бхеда), можно проследить, разбирая автомобиль. Если мы отделим мотор, кузов и колеса, автомобиль прекратит свое существование. Таким образом, автомобиль сам по себе не существует, но является проявлением комбинации различного рода частей.

Краткий анализ недвойственности?

Абсолютная Истина одна. Не может быть двух Абсолютных истин. Если на мгновенье предположить, что появилась вторая Абсолютная истина, это означало бы, что:
  1. та истина, которую мы назвали абсолютной, по природе своей двойственна, а, следовательно, не может быть абсолютной. Ошибка произошла в терминологии при определении истины Абсолютной;
  2. если появилась бы вторая Абсолютная истина, то первая сразу же прекратила бы свое существование. Однако поскольку природа Абсолютной истины вне времени, это значит, что Она была, есть и будет таковой всегда. Поэтому если вдруг проявляется вторая, это сразу же указывает на то, что, как и в первом случае, произошла ошибка в терминологии. Мы не правильно восприняли Абсолютную истину в первом случае;
  3. предположение, что хоть мы воспринимает Абсолютную истину, но она является таковой в этой вселенной, тогда как вторая Абсолютная истина проявила себя в другой вселенной, также ошибочно, так как Абсолютная Истина вне рамок пространства.

Брахман

Человек, который пришел к такому пониманию Абсолютной Истины, естественно приходит также к пониманию того, что его тело, ум и чувства являются порождением энергии, действующей в рамках времени и пространства. Эти инструменты, к сожалению, не способны явить абсолютную природу ввиду обусловленности временем и пространством.

Однако природа Абсолютной истины – это недвойственное сознание, и человек осознает, что является проявлением этого Абсолютного сознания. В ходе такого анализа, человек приходит к познанию вечного (сат), что также в Ведах описывается как постижение Брахмана. Природа недвойственного Брахмана описывается далее в Ведах как:
  • Вечная, бессмертная, нетленная
  • Непроявленная
  • Всепроникающая
  • Неизменная
  • Изначальное сияние
  • Лишенная мирского многообразия (недвойственная)
«Он - лучезарный, свет светов,
То, что воистину знают постигшие душу!
Солнце, луна и звезды меркнут пред Ним,
Вспышки молнии тусклы - куда земному огню!
Сиянье всего - только отблеск Его света,
Светом Его озарен весь этот мир,
...спереди...сзади, справа и слева,
Снизу и сверху - всюду распростерт Он.»
Мундака-упанишада" (2.2.10-12)

Брахман "не может быть определен в категориях логики или лингвистических символах. Он - непостижимый, не имеющий качеств, Брахман. "Брихад-араньяка-упанишада" (3.9.26) описывает философов Брахмана как тех, кто ищет корни бытия в материи, но находит только нети, нети - "Он не то и не это". Когда человек постигает Брахман, ему открывается единое безличное начало всего сущего.

Человек, постигший Брахман, обретает блаженство от осознания того, что природа нашего «Я» едина с природой Брахмана (т.е. нет двух Абсолютных истин). Это блаженство описывается словом «брахмананда» от слова брахма (Брахман) и ананда (блаженство). Обретя так блаженство, с которым несравнимо ничто в этом мире, такая личность не воспринимает окружающее как нечто существенное. Все стремления и желания, понятия и убеждения, вытесняются из сознания такого человека. Он перестает говорить, что-то делать, и даже мышление, помимо осознания своей вечности, прекращается. Он не видит никакой разницы между собой и другими людьми. На уровне осознания Брахмана (сат) человек обретает истинное знание об окружающем мире и естественное отречение, порожденное таким знанием. Природа недвойственного Брахмана полностью проявляется в сознании такого человека. Таких людей Веды называют брахманами, т.е. людьми, постигшими Истину, и потому пребывающими в Ней и идентичными Ей.

Человек, прекращающий свою деятельность (карму) в результате самосознания, черпает радость в своем сердце (сознании). Такой человек называется самодостаточным. Тем не менее, в сердце человека проявляется очень тонкое, духовное чувство незавершенности. Это чувство может явиться причиной последующих духовных действий двух видов.
Первый – нести послание истины другим людям. Основополагающий мотив – сострадание к другим живым существам.

Параматма

Второй – поиск причины неудовлетворенности в себе. Это желание вводит человека в состояние йогического транса, в котором постигается высшая душа. В этом трансе человек постигает источник Брахмана. Этот источник называется параматмой, от слова парама – высшая, и атма – душа. Помимо качеств Брахмана, параматме также присущи дополнительные качества. Она:
  • Локализована
  • Обладает формой
  • Источник всего знания
  • С ней могут устанавливаться взаиомоотношения
Атма, индивидуальная душа, отлична от Параматмы (Высшей души, или Сверхдуши, стоящей над атмой ). "Катха-упанишада" (1.2.20) говорит, что Параматма и атма подобны двум птицам, сидящим на одном дереве:
"Обе они - и Сверхдуша (Параматма), и индивидуальная атомарная душа (джива-атма) - располагаются на одном и том же дереве тела, пребывая в сердце живого существа; только тот, кто освободился от всех материальных желаний, равно как и от всех скорбей и сожалений, может по милости Всевышнего постичь величие души".

На уровне осознания параматмы человек видит во всем присутствие высшей души. Отличие его осознания от предыдущего уровня в том, что постигается Абсолютная форма. Параматма является кульминацией всего мистицизма, т.к. все совершенства в этом мире берут свое начало в ней. Поскольку параматма всепроникающая и едина, то для нее не существует трех видов двойственности, присущих этому миру. Человек черпает безграничное блаженство в созерцании образа сверхдуши. В таком созерцании человек входит в единство со сверхдушой, что позволяет человеку проявлять все совершенства высшей души. Осознание параматмы является реализацией аспектов:
  • вечности (сат)
  • высшего знания-сознания (чит)
Человек, постигший высшую душу в процессе философского поиска или йогической практики, полностью удовлетворен в себе. И не смотря на это, в глубине сознания, как и в первом случае, приходит духовное чувство незавершенности. Это чувство побуждает йога к одному из трех действий.

Одно из них – желание проявлять обретенные совершенства. Так человек поражает обычных людей своими способностями. Другой вид действия порожден желанием стать абсолютно совершенным навсегда. Это желание побуждает йога слиться с созерцаемым образом, став во всех отношениях единым с параматмой.
Третье действие ведет йога на высшие ступени совершенства.
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Международного Общества Сознания Кришны
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны
Прервать пост с 07:41 до 10:32
Ближайший экадаши:
26 Декабря, Четверг
пнвтсрчтптсбвс
     1617
18192021222324
2526272829301
2345678
9101112131415
Новое на сайте
Консультации:
Хочешь узнать ответ на свой вопрос, но не знаешь кому адресовать?
Задай его нам, и мы в ближайшее время постараемся дать ответ на него.
ЦИТАТЫ:
Человеческая жизнь — самое ценное, что может быть даровано живому существу, ибо только человек способен разрешить все проблемы жизни.
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Советуем почитать:
Шримад-Бхагаватам. Песнь Седьмая "Наука о Боге". В двух томах (7.1 и 7.2) А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Шримад-Бхагаватам. Песнь Седьмая "Наука о Боге". В двух томах (7.1 и 7.2)

В первой части седьмой песни "Шримад-Бхагаватам" раскрываются тайны психологии Самого Верховного Господа: каким образом Господь ко всем относится одинаково и в то же время благоволит к Своим преданным. В второй части седьмой части "Шримад-Бхагаватам" Прахлада Махарадж успокаивает Господа Нрисимхадеву своими молитвами.
Рецепт недели: Таматар бхарта
Тушеные помидоры с индийской лапшой
Харинама-санкиртана Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей. Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это? Такие вопросы естественным образом возникают в умах любопытных прохожих.
Величие Прабхупады Дорогие преданные и гости нашего сайта! Представляем вам удивительную рубрику сайта под названием "Величие Прабхупады". В ней матаджи Сатарупой д.д. представлена хронология деятельности Шрилы Прабхупады в последние двенадцать лет его жизни, начиная с отплытия в Америку в августе 1965 года.
P.S. В Хронологии постоянно происходят дополнения, поэтому возвращайтесь к ней снова и снова, и вы будете находить в ней новый нектар, новые встречи со Шрилой Прабхупадой.
Вопросы-ответы 26 вопросов, которые обычно задают преданным
Философские вопросы
Вопросы о практике и культуре сознания Кришны
Вопросы об Обществе Сознания Кришны
Практика бхакти-йоги для каждого Испокон веков путем бхакти следовали великие мудрецы, святые люди и цари. Выдающиеся поэты прошлого слагали во славу преданного служения Богу чудесные стихи и песни и в них превозносили чистую любовь к Господу.
© 1995 - 2024
"Религиозная организация "Общество Сознания Кришны"