ГлавнаяСобытияВопросы и ответыКонтактыО насКарта сайтаАрхив
Религиозная организация "Общество Сознания Кришны"
Vedamedia
Каталог храмов и общин ИСККОН

Пурнима, Вамана-маса, Гаурабда 532

  • Пакша – Г
  • Экадаши – Нет
  • Пост – Нет
  • Йога – Вишкумба
  • Накшатра – Уттарашадха

Гуру- (Вьяса-) пурнима
Уход Шрилы Санатаны Госвами
Начало первого месяца чатурмасьи
(Пост на шак, зеленые лиственные овощи, в течение месяца)

 


Поклонение Тебе, О Вьяса, обладающему Мудростью,
чьи глаза подобны лепесткам лотоса.
Ты тот, Кто зажег лампаду - Знания,
заполненную маслом - Махабхараты


 
В полнолуние в месяце Ашадх, традиционно празднуется Гуру Пурнима. Этот день также известен, как Вьяса Пурнима, день почитания мудреца Веда Вьясы, первого Гуру, который классифицировал Веды, записал восемнадцать Пуран и Махабхарату. В этот день, Гуру предлагают пуджу и арати ученики и последователи.


Санскритский корень «Гу» означает темноту или невежество, «Ру» означает преодоление этой тьмы, поэтому гуру – это тот, кто рассеивает и уничтожает тьму нашего незнания и невежества. Только тот, кто удаляет без остатка тьму нашего невежества и майю, и ведет нас к Бхагавану, является Истинным Гуру.

Подобно учителям в обычной школе, которые открывают знание школьникам и ведя их от незнания к знанию, так и духовный Гуру ведет своих детей-учеников от тьмы к свету, от нереальности к Реальности. Ученик, независимо от его качеств, не может самостоятельно обрести знание и образованность, только обратившись к гуру, он может обрести знания. Все усилия ученика могут быть обращены в пыль без должного внимания и опеки гуру.

В «Шримад Бхагаватам», Джадбхарат обращается к радже Рахугану: «О Рахуган! Нельзя обрести знания атмана и параматмана, выполняя аскезы, яджни, отречения, изучение Вед или поклонением Варуне, Агни или Сурьи. Но, как только пыль со стоп Сатпуруши (Гуру) попадает на наши головы, тогда постижение Истины доступно нам».



Достичь освобождения и достичь Бхагавана, возможно даже совершением поклонения и служения только Сатпуруше (Гуру). Путь к Бхагавану, без помощи Гуру и только собственными усилиями, подобна хождению по краю бритвы, такими словами обращается к нам мудрость «Катха-упанишады».

 

Шри Шанкарчарья Бхагаватпада, обращает наше внимание на это, такими словами: «Если человек, несмотря на обладание красивым телом, здоровьем, славой и богатством, даже если он изучил Веды и все другие священные писания, и самостоятельно составил священные писания, но не нашел прибежище у стоп Гуру, тогда он ничего не достиг, ничего, ничего, ничего!».

Кроме помощи, обучения и советов на Пути, Гуру проливает свет –  понимание на мудрость писаний. «Мундака-упанишада» называет такого Гуру – Шротрия – «Кто знает истинное знание писаний».

Шри Ади-Шанкарачарьяджи запрещает ученикам изучение и трактовку писаний без помощи Гуру: «Даже, если вы обладаете знанием священных писаний, вы не должны находиться в догадках об их значениях, вы не должны изучать их самостоятельно. Вы должны получить знание об Истине только через Гуру».

Гуру играет важную роль в жизни человека, по сути Гуру – это Отец, Брат, Друг и …Гуру – это сам Ишвар, открывающий своим преданным Истину и помогающий в преодолении авидьи.


 

Медитация на Гуру - источник медитации
Стопы Гуру - основа пуджи
Речь Гуру - это сокровенная мантра
Милость Гуру - дар освобождения
 


Уход Шрилы Санатаны Госвами

«Слава Шри Санатане Госвами и Шри Рупе Госвами, бездонным колодцам према-бхакти-расы. Они олицетворяют уджджвала-расу. Они – деревья желаний, чья милость способна освободить каждого от боли и скорби. Книги этих двух великих душ недвусмысленно объясняют природу према-бхакти. Услышать о них – принести радость душе, ибо они – ашрая-виграха мадхурья-расы. О Рупа и Санатана, вы наделены богатством божественной любви, премы Радха-Кришны, которая в ваших руках подобна тысячам золотых стрел Купидона. О Рупа и Санатана, пожалуйста, даруйте мне этот кладезь любви, пронзив мое сердце этими драгоценными стрелами».
Према-бхакти-чандрика




Шри Санатана Госвами явился в 1488 году, за пять лет до рождения Шри Рупы Госвами, в семье бенгальского сарасвата-брахмана. Санатана вместе с двумя своими братьями, Рупой и Анупамой, с самого раннего детства были погружены в бхава-бхакти. Храня в памяти Вриндаван, они назвали леса, в которых им доводилось играть, именами священных лесов Враджи (Талавана, Мадхувана, Камьявана, Мадхавана). Они назвали свои любимые пруды Радха-кундой и Шьяма-кундой.

В свои юные годы Шри Санатане приснилось, что красивый мальчик-брахман подарит ему «Шримад-Бхагаватам». Почувствовав экстаз, он проснулся. Но не увидев рядом с собой ни мальчика, ни книги, опечалился. Но как только он приступил утром к совершению пуджи, Сам Кришна, переодевшись юным брахманом, подошел к нему и сказал: «Возьми эту книгу «Шримад-Бхагаватам», постоянно изучай ее и таким образом ты обретешь совершенство».

В «Кришна-лила-ставе» Шри Санатана Госвами прославляет «Шримад-Бхагаватам»: «О священный «Бхагаватам», ты мой единственный спутник, мой единственный друг и мой гуру. Ты – сокровищница и мой личный спаситель. Ты – символ моей необычайной удачи и само воплощение экстаза. Я предлагаю тебе свои поклоны».


Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами


Вынужденные подчиниться мусульманским властям, Шри Рупа и Шри Санатана стали министрами и поселились в Рамакели. Но их настоящая деятельность заключалась в преподавании шастр, которые они изучили под руководством Видьявачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. 

Пандиты и брахманы со всей Индии приходили в этот город, чтобы учиться под их руководством. Шри Рупа и Санатана были провозглашены «лучшими среди ученых гаудия-вайшнавов». После того, как Господь посетил Рамакели и устроил их освобождение, они отреклись от всего ради служения Господу Гауранге. 

Шри Чайтанья Махапрабху приказал Шри Рупе Госвами и Шри Санатане Госвами переехать во Вриндаван и выполнить четыре задачи: разыскать утерянные места игр Шри Кришны; установить Божества и начать проводить пуджи; написать бхакти-шастры и проповедовать принципы бхакти-йоги.

«Занявшись служением Господу Чайтанье, они решительно отказались от власти, богатств и положения в обществе только для того, чтобы поселиться во Вриндаване, и, став смиренными нищими монахами, погрузились в бхаджан. Преданный не сможет должным образом совершать кришна-бхаджан до тех пор, пока не отречется от всех материальных привязанностей, как внешне, так и внутренне, и не воплотит в своей жизни принцип простоты и смирения» .
Шри Враджа Мандала Парикрама


Они странствовали по всей Враджа-мандале, открыв множество лила-стхан Радха-Мадхавы. Не найдя для себя постоянного прибежища, они практически не смыкали глаз (отдыхая не больше полутора часов в сутки в тени дерева или кустарника). Шри Рупа Госвами и Шри Санатана Госвами все свое время тратили на литературный труд, обсуждение лил Кришны и воспевание Его святых имен.


Мадана Мохан Мандир

Радха-Мадана-Мохана Мандир был основан Санатаной Госвами и стал первым храмом, открытым шестью Госвами во Вриндаване. Описанный как «личная экспансия тела Шри Чайтаньи Махапрабху», Шри Санатана стал идеальным духовным учителем, ибо именно он дарует прибежище у лотосных стоп Мадана Мохана. Три Божества Вриндавана (Мадана Мохана, Говиндаджи и Гопинатха) стали жизнью и душой гаудия-вайшнавов.

Божество Мадана Мохана обладает особым качеством помогать начинающим преданным в понимании природы их вечных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога, Господом Шри Кришной.

Имя «Мадана Мохана» указывает на поразительно красивого Кришну, привлекающего даже Купидона, Камадеву. Санатана Госвами является самбхандха-ачарьей, дарующим знание о наших взаимоотношениях с Кришной. А его Божество Мадана Мохана помогает нам преодолеть привязанность к материальному чувственному наслаждению (Купидону) и сосредоточить наши умы на преданном служении.

Шри Санатана Госвами посвятил сорок три года странствиям по деревням Вриндавана. Враджаваси с любовью встречали его, относясь к нему, как к собственному отцу. С терпением и заботой он всегда был готов выслушать их проблемы. И всегда приносил им радость своей проповедью и практическим советом обо всем – от сбора урожая до решения семейных конфликтов.

«Отвергнув все мирские удовольствия, Санатана Госвами всегда был смиренным, отреченным и погруженным в изучение писаний. Махапрабху часто говорил, что Санатана Госвами был Его любимым преданным. Будучи океаном любви и милосердия, Санатана превзошел всех остальных преданных в способности сострадать страждущим душам»
Бхакти-ратнакар




В последние годы своей жизни он передал поклонение Божеству Мадана Мохана своему ученику Кришна дасу Брахмачари. Он совершал свой бхаджан на берегах Манаси-Ганги неподалеку от Чакалешвары Махадевы на Говардхане. Каждый день он отправлялся в двадцативосьмикилометровую парикраму вокруг холма Говардхана (по изначальной дороге). Несмотря на свой преклонный возраст (65 лет), он следовал своему обету ежедневного предложения холму Говардхана 1008 поклонов, а также предложения поклона каждому встречному вайшнаву.

Понимая, как трудно приходится Его чистому преданному, Шри Мадана Мохана появился однажды и сказал: «Баба! Ты слишком стар. Тебе не стоит каждый день обходить холм Говардхан».

Санатана ответил: «Но таков мой бхаджан. Я должен продолжать следовать этому обету». «Так как ты очень стар, – сказал Мадана Мохана, – ты можешь перестать соблюдать этот обет». Как всегда собравшись в путь, Санатана ответил: «Я никогда не поступлюсь своими религиозными принципами».

Твердая решимость Санатаны Госвами придерживаться своей ежедневной практики принесла радость Шри Мадане Мохане (Кришне). Но в любовных отношениях между Господом и Его чистыми преданными, желание Кришны принести удовлетворение Его преданному часто одерживает верх над желанием преданного удовлетворить Его. Поэтому, испытывая сострадание к Своему преданному, Шри Кришна поставил Свою стопу на плоский камень (говардхана-шилу), принесенный с Гирираджа, и заиграл на Своей неотразимой флейте. Говардхана-шила в экстазе расплавилась, сохранив на себе отпечаток лотосной стопы Кришны.

Стопа Кришны, шила в храме Радха-Дамодары во Вриндаване

Передавая его Санатане, Кришна сказал: «Ты должен каждый день обходить эту шилу, тогда будет считаться, что ты обходишь вокруг холма Говардхана. Так ты сможешь и дальше следовать своему обету, не поступаясь религиозными принципами». Увидев, что Сам Гирираджа (Шри Кришна) даровал ему шилу, Санатана Госвами с благодарностью принял ее. Эта шила до сих пор хранится в храме Радха-Дамодары.


«Во Вриндаване Рупа Госвами и Санатана Госвами были сосудами истинной любви и милосердия. Они были лучшими среди преданных. Океанами доброты и друзьями бедных. Они обладали непоколебимой преданностью Радхе и Кришне. Оставив все мирские наслаждения, они постоянно воспевали славу рощ Вриндавана и лотосных стоп Шримати Радхарани. Поэтому эти два брата стали дарами Шри Чайтаньи Махапрабху, океана милосердия. С их уходом я превратился в сироту».
Бхакти-ратнакар


Шри Бхактивинода Тхакур написал в своей «Джайва-дхарме»: «Санатана Госвами обладал особым даром разъяснять глубинные эзотерические аспекты проявленных и непроявленных враджа-лил Кришны». Санатана Госвами оставил после себя много ценных работ, ставших классикой гаудия-сампрадайи, например, такие, как «Хари-бхакти-виласа», «Брихат-Бхагаватамрита» и «Брихад-вайшнава-тошани».

В нитья-никунджа-лиле Радха-Мадхавы Санатана Госвами служит как Вишакха-сакхи. Самадхи Санатаны Госвами расположено позади храма Радха-Мадана-Мохана во Вриндаване.



Санатана Госвами Сучака Киртана (поется в день ухода Санатаны Госвами)


(1)    Когда Шри Рупа Госвами принял отреченный образ жизни, Санатана Госвами находился в тюрьме. Погрузившись в печаль, он размышлял:

(2)    «Гаура Хари милостиво освободил Шри Рупу, но этого падшего слугу отверг».

(3)    «Я по рукам и ногам связан веревками греховных реакций моей предыдущей кармы. И по этой причине я заключен в стенах тюрьмы».

(4)    Пожалуйста, свяжи меня веревкой Твоей милости и приведи меня к Твоим лотосным стопам».

(5)    Позади меня расположено бездонное море, на берегах которого бушует пламя, а прямо передо мной стоит охотник, нацеливший на меня свой лук».

(6)    «Точно так же попадает в ловушку самка оленя и горько плачет: «О Господь, пожалуйста, спаси меня».

(7)    «Ты без труда освободил Джагаи и Мадхаи, как Васудева освободил Аджамилу».

(8)    «Даже тенью Своей милости ты даруешь мне прибежище Своих лотосных стоп, которые позволяют мне пересечь этот океан, словно на лодке. Весь мир будет прославлять Твои милостивые деяния».

(9)    «Пожалуйста, вызволи меня из этого океана страдания. Никто другой не сможет мне в этом помочь».

(10)    Получив тайное письмо от своего брата, Рупы Госвами, Шри Санатана так думал и молился.

(11)    Чувствуя удовлетворение в своем сердце, он начал вспоминать о Господе Гауранге.

(12)    Я, Радха Валлабха дас (ученик Шриниваса Ачарьи и автор многих сучака-киртанов), говорю, что «прочитав письмо своего брата, Санатана почувствовал радость в своем сердце. Но об этом письме не рассказал никому».


Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Международного Общества Сознания Кришны
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны
Возвращение Ратхи (через 8 дней после Ратха-ятры)
Ближайший экадаши:
8 Августа, Среда
пнвтсрчтптсбвс
    29301
2345678
9101112131415
16171819202122
2324252627  
Новое на сайте
Консультации:
Хочешь узнать ответ на свой вопрос, но не знаешь кому адресовать?
Задай его нам, и мы в ближайшее время постараемся дать ответ на него.
ЦИТАТЫ:
Советуем почитать:
журнал Истоки наука высших измерений Друтакарма дас, Бхутатма дас, Садапута дас

журнал Истоки наука высших измерений

Теоретическая система, основанная на этих постулатах, в принципе дает возможность объединить две сферы человеческого знания, которое в настоящее время разделено на науку и религию. Удачный пример подобного синтеза можно обнаружить в ведической философии Индии, представляющей собой разработанную интеллектуальную систему, в рамках которой находится место как для детального описания строения материальной Вселенной, так и для поддающегося проверке объяснения нефизического феномена сознания. Поэтому мы решили представить альтернативную картину мира в контексте именно этой философской системы.
Рецепт недели: Палак байнган аур чанна
Овощи с турецким горошком
Практика бхакти-йоги для каждого Испокон веков путем бхакти следовали великие мудрецы, святые люди и цари. Выдающиеся поэты прошлого слагали во славу преданного служения Богу чудесные стихи и песни и в них превозносили чистую любовь к Господу.
Величие Прабхупады Дорогие преданные и гости нашего сайта! Представляем вам удивительную рубрику сайта под названием "Величие Прабхупады". В ней матаджи Сатарупой д.д. представлена хронология деятельности Шрилы Прабхупады в последние двенадцать лет его жизни, начиная с отплытия в Америку в августе 1965 года.
P.S. В Хронологии постоянно происходят дополнения, поэтому возвращайтесь к ней снова и снова, и вы будете находить в ней новый нектар, новые встречи со Шрилой Прабхупадой.
Вопросы-ответы 26 вопросов, которые обычно задают преданным
Философские вопросы
Вопросы о практике и культуре сознания Кришны
Вопросы об Обществе Сознания Кришны
Что такое Веды? Ведическая цивилизация, судя по писаниям, находилась на более высоком уровне развития, чем современное общество. Санскритский корень "веда" прекрасно сохранился в русском языке: ведаю, разведка, проповедывать и т.д. В переводе с санскрита Веда означает знание. О каком же знании идёт речь.
© 1995 - 2018
"Религиозная организация "Общество Сознания Кришны"