- Пакша – Г
- Экадаши – Да
- Пост – Нет
- Йога – Паригха
- Накшатра – Ашвини
Пост за Мокшада-экадаши
Прервать пост завтра с 09:49 до 10:36
Явление Шримад Бхагавад-гиты
12 декабря вайшнавы всего мира отметят Гита-Джаянти – День явления Бхагавад-Гиты, одного из самых знаменитых священных писаний древности. Последователи Общества сознания Кришны также примут участие в праздновании, посвятив этот день посту и чтению этого уникального памятника философской мысли."Тот, кто должным образом следует наставлениям Бхагавад-гиты, сможет избавиться от всех страданий и тревог жизни. Он избавится от всех страхов, которые преследуют его в этой жизни, и в следующей жизни достигнет духовного мира" (Гита-махатмья,1).
"Если человек читает Бхагавад-гиту со всей искренностью и серьёзностью, то по милости Господа он избавится от всех последствий своих прошлых грехов " (Гита-махатмья,2).
"Человек может каждый день омываться водой, чтобы смыть с себя грязь, но если он хотя бы единожды совершит омовение в водах Бхагавад-гиты, что подобна священным водам Ганги, то вся грязь материальной жизни будет смыта с него раз и навсегда" (Гита-махатмья,3).
"Поскольку Бхагавад-гита рассказана Верховной Личностью Бога, нет никакой необходимости читать какие-либо другие произведения ведической литературы. Достаточно просто внимательно и регулярно слушать и читать Бхагавад-гиту. В наш век люди так погрязли в мирских делах, что не в состоянии прочесть все ведические писания. Но в этом и нет необходимости. Вполне достаточно одной Бхагавад-гиты, так как эта книга квинтэссенция всех ведических произведений, прежде всего потому, что её поведал Сам Верховный Господь (Гита-махатмья,4).
"Если человек, который пьет воду из Ганги, обретает освобождение, то что говорить о том, кто пьёт нектар Бхагавад-гиты? В Бхагавад-гите собран весь нектар Махабхараты, и она сошла с уст Самого Кришны, изначального Вишну" (Гита-махатмья,5).
"Эта Гитопанишад - Бхагавад-гита, содержащая квинтэссенцию всех Упанишад, подобна корове, которую доит Господь Кришна, прославленный пастушок. Арджуну же сравнивают с телёнком. Вот почему мудрецы и чистые преданные Господа должны пить подобное нектару молоко Бхагавад-гиты" (Гита-махатмья,6).
Бхагавад-Гита (санскр. – «Песнь Бога») – это уникальное произведение, органично вписанное в сюжет знаменитого древнеиндийского эпоса «Махабхарата», представляющее собой диалог Кришны (согласно представлениям верующих, являющегося самим Богом) и его преданного – легендарного воина Арджуны, волею судеб вынужденного сражаться против своих родственников, обманом захвативших власть в царстве. Оказавшись в таком трудном положении, Арджуна задает вопросы, до сих пор волнующие все мыслящее человечество, а Кришна отвечает на них, рассказывая в том числе и всем остальным людям о смысле жизни, о природе Абсолюта и путях его постижения.
Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада в своем введении к «Бхагават Гите как она есть» пишет: "Изучать «Бхагавад-гиту» следует с преданностью и смирением. Никто не должен считать себя равным Кришне или думать, будто Кришна - обыкновенный или же очень великий человек. Господь Шри Кришна - это Верховная Личность Бога, поэтому для начала нужно принять на веру слова «Бхагавад-гиты» или слова Aрджуны, который старается понять «Бхагавад-гиту», и хотя бы теоретически признать Шри Кришну Верховной Личностью Бога. Только в таком смиренном состоянии ума мы сможем постичь «Бхагавад-гиту».
Человеку, лишенному смирения, очень трудно понять «Бхагавад-гиту», ибо смысл «Бхагавад-гиты» - великая тайна. В чем же суть «Бхагавад-гиты»? Ее цель - вызволить человечество из плена невежественного материального существования. Каждый из нас в своей жизни постоянно сталкивается с многочисленными трудностями, подобно Aрджуне, которому предстояло сражаться в битве на Курукшетре. Оказавшись в трудном положении, Aрджуна предался Шри Кришне, и в результате ему была рассказана «Бхагавад-гита». Но трудности испытывал не только Aрджуна, тревоги и беспокойства преследуют каждого из нас, и причиной тому - наше материальное существование. Само наше бытие протекает в атмосфере небытия. На самом деле нам не грозит небытие, ибо душа вечна, однако по той или иной причине мы оказались в атмосфере асат. Aсат значит «то, чего не существует». Из миллионов страдающих людей лишь немногие по-настоящему задумываются о том, кто они, почему попали в такое тяжелое положение и т.д.
Мудрецы говорят, кто сегодня прочтёт хоть строчку, продаст или подарит «Бхагавад-гиту как Она есть», получит большое благо и принесёт благо тому, кто её получит.
«Бхагавад-гита» - единственное произведение, где Кришна говорит Сам. Уже в «Шримад Бхагаватам» о Нем говорят, о Его преданных. Большей частью мы слышим, что мудрецы говорят о Нем, философски рассуждают о Нем, примеры вспоминают, когда были какие проявления или явления, аватары. Но эта книга исключительная, потому что здесь Кришна Сам говорит о Себе. Конечно, это колоссальные масштабы, к ним нужно привыкнуть. <>Если вы будете подробно обсуждать «Бхагавад-гиту», проникать в ее смысл, она будет раскрываться бесконечно, бесконечно, бесконечно… Это Кришна. И начинающий преданный получает наставления из «Бхагавад-гиты», и очень возвышенный преданный».
***
«Как правильно читать «Бхагавад-гиту»? С искренностью. Искренность – это синоним честности. Искренне - значит все принимать так, как там написано. Не перетолковывать, ничего не искажать. На это нужно некоторое время. Вы заметили, что Прабхупада объясняет каждое слово в «Бхагавад-гите»? Есть большие-большие комментарии у него, чтобы мы могли искренне прочитать. Потому что у нас очень много понятий неправильных, искаженных прошлыми действиями. Мы не искренни по природе, мы обусловлены. Поэтому Прабхупада подробно комментирует каждое слово».
***
«В течение какого периода времени нужно прочитать «Бхагавад-гиту» девять раз? Преданные читают иногда в течение многих жизней. Правда, правда. Жизнь за жизнью пытаются понять Кришну, но не так интенсивно интересуются Им, поэтому процесс растягивается надолго. Но если вы примете практику сознания Кришны от духовного учителя, вам придется читать, потому что вы дадите обещание быть в сознании Кришны, и тогда вы сможете в этой жизни многое успеть сделать. Даже больше, чем девять раз прочитать. Хотя девять раз прочитать нужно под руководством еще и опытного брахмана. Это лучше делать в обществе преданных. Поэтому это может быть не так просто, как кажется».
***
«Как почувствовать себя все-таки душей, а не телом? Сначала это нужно принять, как написано в «Бхагавад-гите», а потом придет чувство. Чувство означает, что вы уже действуете как душа, у вас есть радость, есть энтузиазм, это первый признак, что вы на верном пути. Душа вечна. Что нужно сделать? Обрадоваться нужно. Вот и все. И вы сразу почувствуете, что вы – душа. Надо постоянно читать «Бхагавад-гиту» в такой радости. Как это говорил Ганди: когда у меня наступают плохие времена, я открываю «Бхагавад-Гиту», и все негативное улетучивается. Он не дал совершенного комментария, но он читал «Бхагавад-гиту» всю жизнь. <>Я знаю одну вещь – читайте каждый день «Бхагавад-гиту», и ум ваш сам приведет к Истине».
ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху
"Я был обязан " Бхагавад-Гите " замечательным днём. Это - первая из книг; такое впечатление, что целая империя говорит с нами: в ней нет ничег мелкого, незначительного, всё крупное, последовательное, безмятежное; это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другом климате, но над теми же вопросакми, что беспокоят нас."
Раульф Уолдо Эмерсон
"Когда меня охватывают сомнения, когда разочарования следуют одно за другим, и не видно луча надежды на горизонте, я обращаюсь к " Бхагавад-Гите " и нахожу стих, приносящий успокоение. Я сразу же начинаю улыбаться, забывая о переполнявшей меня печали. Те, кто размышляют над "Гитой", постоянно черпают в ней радость и открывают в ней новый смысл."
Мохандас К. Ганди
Мокшада Экадаши
Праздник одиннадцатого дня светлой половины месяца маргаширша (Margashirsha). Санскритское слово «мокша» означает «освобождение». В древних Ведах описывается четыре пути в развитии общества: развитие религии (дхарма), развитие экономики (артха), развитие удовлетворения чувств (кама) и развитие стремления к освобождению (мокша). Мокша, понимаемая как освобождение от материальной зависимости, в какой-то степени синонимична просветлению и духовному совершенству. Мокшада Экадаши — это дань все еще живой традиции, в соответствии с которой государственная политика ставит своей целью создание условий для достижения каждым гражданином освобождения от всего мирского и материального.
Праздник Мокшада Экадаши упоминается в Брахманда Пуране, где он описан в диалоге между царем Юдхиштхирой и Господом Шри Кришной. Пост в этот день очищает искреннего преданного от всех последствий грехов и дарует ему освобождение. В этот день поклоняются Божеству Господа Дамодары. Дамодара (от санскр. дама — веревка, связанный, контролируемый и дара — живот) — это имя маленького Кришны, которого наказали, привязав Его к деревянной ступе. В полном сосредоточении надо поклоняться Ему, поднося благовония, светильник на гхи, цветы и Туласи манджари (бутоны цветка). Шри Кришна, разъясняя тонкости этого праздника праведному царю, который, к тому же, был всецело преданной Богу личностью и величайшим знатоком писаний, поведал его удивительную историю. Шри Кришна беседует с братом царя Юдхиштхиры, Арджуной.
Один из святых царей древности по имени Вайкханаса однажды ночью во сне увидел отца, испытывающего мучения пыток на адских планетах. Царь исполнился сострадания и проливал слезы, а утром рассказал свой сон собранию мудрецов-брахманов. Царь сокрушался, что мысль о мучениях отца не дает ему покоя, и его уже не радуют ни богатства, ни жена, ни сыновья. Он искал способ, в соответствии с которым он мог бы помочь своему отцу. «О лучшие из брахманов, какой смысл в существовании могущественного сына, если его отец вынужден страдать на адских планетах? Воистину, жизнь такого сына полностью бесполезна!» — сказал царь. Мудрецы рассказали царю о великом святом Парвате Муни, который видел прошлое, настоящее и будущее каждого. Выслушав этот совет, горюющий царь сразу же поднялся и направился в ашрам.
Первым делом царь Вайкханаса выразил святому свое смиренное почтение, преклонив колени, а затем простершись ниц пред ним. После философской беседы с царем мудрец погрузился в медитацию и раскрыл причину проблемы: в своей предыдущей жизни отец царя поссорился с женой, сексуально наслаждаясь ею в период запретных женских дней; несмотря на то, что она пыталась остановить его, он не оставил ее, и потому сейчас страдает в аду. Святой Парвата Муни сказал: «В светлой половине месяца маргаширша есть экадаши, называемый Мокшада. Если ты строго, в полном посте, соблюдаешь этот священный день, а полученное благо передашь своему страдающему отцу, он избавится от страданий и тотчас освободится». Выслушав это, царь Вайкханаса сердечно поблагодарил святого и возвратился в свой дворец. Когда же наступил положенный день, исполненный веры Махараджа Вайкханаса совершенным образом соблюдал пост в экадаши вместе с женой, детьми и другими родственниками. Он послушно передал полученное от поста благо отцу. Когда он сделал это, с небес посыпались чудесные цветы. Отец царя, восхваляемый и сопровождаемый посланниками полубогов, благословил сына и вознесся на небо. Празднующий Мокшада Экадаши с желанием порадовать Бога достигает полного и совершенного освобождения сам, а также освобождает от ада своих предков.