- Пакша – К
- Экадаши – Нет
- Пост – Нет
- Йога – Шубха
- Накшатра – Ашлеша
Явление Вирабхадры
Вирабхадра Госвами или Вирачандра Госвами – святой, живший в XVI веке в Бенгалии. Считается воплощением Кширодакашайи Вишну – одной из экспансий Санкаршаны. Был сыном второй жены Нитьянанды Васудхи и учеником Джахнавы.
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что «Вирабхадра Госвами является самой большой ветвью после Нитьянанды Прабху. От неё, в свою очередь, отходят бесчисленные побеги и отростки. Описать их все невозможно. Он – центральная опора в зале преданного служения, который воздвиг Шри Чайтанья Махапрабху. Внутри Вирабхадра Госани сознавал, что действует как Верховный Господь Вишну, но внешне не выказывал ни малейшей гордыни. Благодаря безграничной милости Вирабхадры Госвами люди всего мира имеют теперь возможность петь имена Чайтаньи и Нитьянанды». Хотя Вирачандра был Самим Богом, он представил себя в качестве великого преданного. Несмотря на то, что он был трансцендентен ко всем предписаниям Вед, он строго следовал всем ведическим ритуалам.
Два преданных Чайтаньи по имени Абхирама Тхакур и Гададхара Даса жили вместе со Вирабхадрой Госвами. Когда Нитьянанда отправился проповедовать в Бенгалию, Абхирама Тхакур и Гададхара Даса ушли вместе с ним. Поэтому иногда их относят к числу последователей Чайтаньи, а иногда – к числу последователей Нитьянанды.
В «Бхакти-ратнакаре» описывается, что когда Вирабхадра Госвами посетил Вриндавану, все жители Вриндавана вышли, чтобы увидеть его. Они были очень рады получить его даршан. Каждый был поражён, узрев проявляемые им симптомы экстатической бхакти. Вирачандра Прабху получил даршан главных божеств Вриндавана: Мадана-мохана, Радхи-Говинды, Радхи-Гопинатхи. По указанию Джахнавы Деви он совершил Враджа-мандала парикраму. Во время своего долгого паломничества он проявил множество изумительных и чудесных признаков божественной любви. Его пушпа-самадхи находится в районе 64 самадхи во Вриндаване.
Появление Вирабхадры связанно с широко распространённым мифом о жертвоприношении Дакши, самосожжением Сати (первой жены Шивы) и последующим разрушением жертвоприношения Шивой. Согласно текстам пуран и Махабахараты, существует несколько вариантов этого мифа, но основным их мотивом является момент уничтожения жертвоприношения Дакши, отрывание у Дакши головы, воскрешение Дакши с заменой ему головы на козлиную (так как его голову не смогли найти) и последующее восхваление Дакшей Шивы в виде первой Шива-сахасранамы.
Суть этих легенд сводится к следующему:
По просьбе богов и риши Дакша-Праджапати должен был совершить первое в истории жертвоприношение — яджну — на которое были приглашены все боги, за исключением Шивы, к которому Дакша испытывал неприязнь еще со времён сватовства Шивы к Сати. Сати узнала об этом и обратилась к мужу с укором, что их не пригласили; на что Шива ей ответил, что он (Шива) является Творцом Вселенной и все жертвы всё равно посвящены ему. Этот ответ Сати не устроил и она пошла к отцу разбираться. Придя на место жертвоприношения, она потребовала объяснений от Дакши, но он отказался с нею разговаривать, оскорбляя ее и Шиву. Сати, не выдержав оскорблений в первую очередь в адрес своего любимого супруга, бросилась в жертвенный огонь, предварительно прокляв Дакшу. Об этом тут же сообщили Шиве (по другой версии: Шива узнал об этом сам, находясь в медитации), и он, приняв облик тысячерукого Вирабхадры (по другим версиям: отрезал локон, мгновенно превратившийся в Вирабхадру; отрезал и сжёг локон взглядом; отрезал локон по прибытию на место), в cопровождении ганов, отправился на место совершения жертвоприношения.Придя на место, Шива-Вирабхадра разметал жертвенный огонь, выбросил жертвенную антилопу, оторвал и выкинул голову Дакше, вырвал зубы и глаза уПушана (одно из проявлений Сурьи-Солнца), отрубил руки и язык Агни, парализовал руки Индры, придавил Сому своим пальцем и обратил в бегство Гаруду. Боги и риши, присутствовавшие при этом, в ужасе обратились к Брахме с просьбой успокоить Шиву. С большим трудом Брахма вместе с остальными богами сумели уговорить Шиву успокоиться, восстановить разрушенное и вернуть Дакше жизнь. Шива частично восстановил уничтоженное им, однако голову Дакши не нашли, и Шива приставил к телу Дакши голову найденного неподалёку козла (по некоторым версиям — голову жертвенной антилопы или голову жертвенного козла). Вернувшись к жизни, Дакша воззвал к Шиве о прощении и восхвалил его чтением Тысячи имён.
Согласно другой версии, излагающейся в мифах, Дакша пригласил Шиву на жертвоприношение, но был оскорблён тем, что Шива не выразил к нему своё почтение — Шива не приветствовал Дакшу вставанием, как остальные присутствовавшие боги. Дакшу это сильно обидело, и он проклял Шиву — «Да не будет тебе принесена жертва, полагающаяся богам». Шива ничего не сказал в ответ, но покинул место жертвоприношения.
По прошествии времени Дакша вновь устроил великое жертвоприношение, на которое пригласил Шиву с супругой. Шива рассказал Сати о том, что произошло на прошлом жертвоприношении и предложил ей отказаться от посещения, но несмотря на это, Сати пошла вместе с ним. На жертвоприношении Сати была оскорблена своим отцом и, не в силах пережить это, бросилась в огонь, тем самым совершив самопожертвование. Шива пришел в бешенство и создал Вирабхадру, который разрушил жертвоприношение и заставил Дакшу подчиниться Шиве.
Шри Чаитанья-чаритамрита
Ади-лила
Глава 11
Явление Господа Нитьянанды
5. Шри Нитьянанда – важнейшая ветвь древа Чаитаньи. И множество ветвей и веток из неё растет.
6. Орошаемые водой воли Чаитаньи, эти ветви и ветки разрослись по всему миру, всех одаряя цветами и плодами любви к Богу.
7. Бесконечны, бесчисленны эти ветви и ветки. Кто сосчитать их может? Я расскажу лишь о главных, чтобы себя очистить.
8. Важнейшей ветвью после Нитьянанды является Госани Вирабхадра. И от него произросло во множестве побегов, ветвей и веток. Все невозможно описать.
9. Шри Вирабхадра был Самим Ишварой, Богом, но Он предстал как величайший бхакта – махабхагавата. И хоть Он выше предписаний Вед, Он строго выполнял все ритуалы.
10. Он – главная колонна во дворце любовного служенья, воздвигнутом Чаитаньей. Он знал, что действует как Вишну, Господь Всевышний, но не выказывал гордыни.
11. По милости всеславного Шри Вирабхадры все люди мира и теперь поют святые имена Чаитаньи с Нитьянандой.
12. И потому прошу прибежища стоп Вирабхадры, чтоб милостью Его исполнилось мое желанье написать о жизни Шри Чаитаньи.
13. Шри Рамадаса и Гададхара даса, бхакты Шри Чаитаньи все время жили с Вирабхадрой.