- Пакша – Г
- Экадаши – Нет
- Пост – Нет
- Йога – Вриддхи
- Накшатра – Шравана
Гопаштами, Гоштхаштами
Уход Шри Гададхары даса Госвами
Уход Шри Дхананджаи Пандита
Уход Шри Шринивасы Ачарьи
Гопаштами, ГоштхаштамиГопаштами - в этот день Господь Шри Кришна стал настоящим пастухом. До это он был пастушком и мог пасти только телят.
В Его честь, и думая о Нем, следует поклоняться коровам десятью упачарами, мантрой "ом гаве намах" и т.д. В некоторых местах маленького мальчика одевают Кришной, в память о Его играх.
Можно красить рога коров куркумой и украшать их синдурами на лбу, и отпечатками рук на их телах. Нужно затем накормить их свежей травой и обходить их по кругу.
Уход Шри Гададхара Даса Госвами
Шри Гададхара Пандит – совместное воплощение Чандраканти (сияния Шримати Радхарани) и Пурнананды (главной из возлюбленных Господа Баларамы). Так что Шрила Гададхара дас Прабху был спутником как Чайтаньи Махапрабху, так и Нитьянанды Прабху.
Из "Шри Чайтанья-чаритамрита. Ади-лила" 10.53:
шри-гададхара даса шакха сарвопари
каджи-ганера мукхе йенха болаила хари
Шри Гададхара дас, двадцать третья ветвь, — лучший из всех, ибо он заставил всех мусульманских кази повторять святое имя Господа Хари.
КОММЕНТАРИЙ: Примерно в 12 - 15 км от Калькутты на берегу Ганги расположена деревня Эндиядаха-грама. Шрила Гададхара дас был жителем этой деревни (эндийадаха-васи гададхара даса). «Бхакти-ратнакара» (Седьмая волна) сообщает нам, что после ухода Господа Чайтаньи Махапрабху Гададхара дас переехал из Навадвипы в Катву. Позже он поселился в Эндиядахе. Его считают воплощением сияния тела Шримати Радхарани, подобно тому как Шрилу Гададхару Пандита Госвами почитают воплощением Самой Шримати Радхарани. Чайтанью Махапрабху иногда называют радха-бхава-дйути-сувалита, что значит «тот, кто перенял эмоции и сияние тела Шримати Радхарани». Гададхара дас и есть это сияние (дйути). В «Гаура-ганоддеша-дипике» (154) его называют олицетворением энергии Шримати Радхарани. Он входит в число спутников как Гаурахари, так и Нитьянанды Прабху. В качестве слуги Шри Чайтаньи Махапрабху он считается воплощением одной из возлюбленных Господа Кришны, а в качестве слуги Господа Нитьянанды — воплощением одного из друзей Кришны, связанного с Ним узами чистого преданного служения. Хотя он и был спутником Господа Нитьянанды Прабху, он не принадлежит к числу пастушков, а пребывает в трансцендентной расе супружеской любви. Он основал храм Шри Гаурасундары в Катве.
В 1512 г. (1434 г. эры Шака), когда Господь Нитьянанда Прабху был уполномочен Господом Чайтаньей проповедовать Движение санкиртаны в Бенгалии, Шри Гададхара стал одним из Его главных помощников. Он проповедовал Движение санкиртаны, призывая всех и каждого петь и повторять маха-мантру Харе Кришна. Этот простой метод проповеди может использовать любой человек, какое бы положение в обществе он ни занимал. Для этого нужно всего лишь стать искренним и серьезным слугой Нитьянанды Прабху и проповедовать это учение, ходя от двери к двери.
В той области, где Шрила Гададхара дас Прабху проповедовал религию хари-киртаны, жил один кази, мусульманский наместник, настроенный резко против Движения санкиртаны. Следуя по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху, Шрила Гададхара дас однажды вечером отправился в дом этого кази и попросил его повторять маха-мантру Харе Кришна. Кази ответил: «Хорошо, я начну повторять «Харе Кришна» завтра». Услышав его ответ, Шрила Гададхара дас пустился в пляс, приговаривая: «Почему же завтра?! Ты уже произнес «Харе Кришна». Теперь просто продолжай».
В «Гаура-ганоддеша-дипике» (154 - 155) говорится:
радха-вибхути-рупа йа чандракантих пура врадже
са шри-гауранга-никате даса-вамшйо гададхарах
пурнананда врадже йасид баладева-прийаграни
сапи карйа-вашад эва правишат там гададхарам
Считается, что Шрила Гададхара дас — совместное воплощение Чандраканти (сияния Шримати Радхарани) и Пурнананды (главной из возлюбленных Господа Баларамы). Так что Шрила Гададхара дас Прабху был спутником как Чайтаньи Махапрабху, так и Нитьянанды Прабху.
Однажды, когда Шрила Гададхара дас Прабху вместе с Нитьянандой Прабху возвращались в Бенгалию из Джаганнатха-Пури, он забылся и стал говорить очень громко, словно девушка из Враджабхуми, продающая йогурт, и Шрила Нитьянанда Прабху заметил это. В другой раз, погрузившись в экстатические переживания гопи, он поставил на голову горшок с водой из Ганги, который казался ему горшком с молоком. Когда Господь Чайтанья Махапрабху по пути во Вриндаван пришел в дом Рагхавы Пандита, Гададхара дас тотчас пришел туда, чтобы повидаться с Ним, и Шри Чайтанья Махапрабху был так рад этой встрече, что поставил стопу ему на голову. Когда Гададхара дас Прабху жил в Эндиядахе, он установил для поклонения божество Бала-Гопалы. В «Чайтанья-бхагавате» (Антья, 5.318 - 394) рассказывается, как однажды Шри Мадхава Гхош устроил театральное представление под названием «Дана-кханда» с участием Шри Нитьянанды Прабху и Шри Гададхары даса.
Гробница Гададхары даса Прабху в Эндиядахе находилась под опекой самйоги-вайшнавов, а впоследствии о ней стал заботиться Сиддхи Бхагаван дас Бабаджи из Калны. По его указанию Шри Мадхусудана Маллик, один из членов знатного рода Малликов из Нарикеладанги в Калькутте (Бенгалия), основал там в 1849 г. (1256 г. эры Шака) монастырь (патавати) и начал поклонение Божеству Шри Радхаканты. В 1905 г. (1312 г. эры Шака) его сын Балайчандра Маллик установил там же Божества Гауры-Нитая. Так что на алтаре храма стоят Божества и Гауры- Нитьянанды, и Радхи-Кришны. Под алтарем есть табличка с надписью на санскрите. В этом храме находится также небольшое Божество Господа Шивы в образе Гопешвары. Все эти сведения высечены на камне при входе в храм.
День Ухода Шри Дхананджая Пандита.
Пастушок Васудама - тоже друг Господа Кришны - явился в играх Господа Чайтаньи как Шри Дхананджая Пандит.
Из "Шри Чайтанья-чаритамрита. Ади-лила" 11.31:
нитйананда-прийабхритйа пандита дхананджайа
атйанта виракта, сада кришна-премамайа
Шестнадцатым по счету слугой Нитьянанды Прабху был Дхананджая Пандит. Он был очень дорог Нитьянанде. В высшей степени отрешенный, он всегда был поглощен любовью к Богу.
КОММЕНТАРИЙ: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Пандит Дхананджая жил в деревне Шитала в окрестностях Катвы. Он был одним из двенадцати гопал. Согласно «Гаура- ганоддеша-дипике» (127), в кришна-лиле его звали Васудамой. Деревня Шитала-грама приписана к полицейскому участку Мангалакота и почтовому отделению Кайчара в районе Бурдвана. Станция Кайчара стоит на узкоколейной ветви, соединяющей Бурдван и Катву. Деревня Шитала находится в полутора километрах на северо-восток от этой станции. Прежде храм в этой деревне располагался в глинобитной хижине. Затем заминдары из рода Малликов из Баджаравана Кабаши построили большое здание для храма, но, придя в запустение, за последние шестьдесят пять лет он совсем разрушился. Фундамент храма еще виден. Поблизости от него стоит колонна с туласи. Каждый год в месяц карттика (октябрь-ноябрь) здесь отмечают уход Дхананджаи. Рассказывают, что в течение некоторого времени Пандит Дхананджая участвовал в группе санкиртаны, руководимой Шри Чайтаньей Махапрабху, после чего отправился во Вриндаван. Перед уходом Пандит Дхананджая какое-то время жил в деревне Санчадапанчада, что в девяти километрах к югу от железнодорожной станции Мемари. Иногда эту деревню также называют Дхананджаера Пата, то есть «место Дхананджаи». Пожив там некоторое время, Дхананджая поручил поклонение своему ученику и отправился обратно во Вриндаван. Возвратившись из Вриндавана в Шитала-граму, он установил в храме Божество Гаурасундары. Потомки Пандита Дхананджаи по сей день живут в Шитала-граме и заботятся о поклонении в храме».
День ухода Шрилы Шриниваса Ачарьи
В Катве Махапрабху принял саннйасу. Во время принятия саннйасы
Махапрабху все Преданные плакали, видя обритую голову из Господа. В том
месте жил Ганга Дас Бхаттачарья, который все время воспевал <<О
Чайтанйа, о Чайтанйа>>! Видя его Преданность Махапрабху, все Преданные
дали ему имя Чайтанйа Дас. У него не было желаний этого мира. Но вдруг
он пожелал иметь сына. Он был очень удивлён. Ему посоветовали
отправиться в Нилачал к Махапабху и рассказать о своём желании. Думая о
своём желании, он отправился в Нилачал Дхам. Ещё до встречи с Чайтанйей
Дасом Махапрабху осознал его желание и при встрече сказал: <<Господь
Джаганнатх исполнит твоё желание. Господь Джаганнатх исполняет желания
своих Преданных>>.
Махапрабху позвал (своего слугу) Говинду и рассказал ему о желании
Чайтанйи Даса. Он сказал, что сына Чайтанйи Даса будут звать Шринивас,
и он будет неотличен от Него. Шринивас расширит Его Игры в этом мире.
Он наполнит Преданных вдохновением. Через Шриниваса Бхакти-Шастры
(Писания о Преданности Господу) распространятся по всей Индии.
Услышав предсказание Шри Гоуранги Махапрабху Чайтанйа Дас вернулся к
себе домой. В благоприятный момент его жена дала рождение сыну.
Шринивас Ачарйа постоянно слушал об Играх Шри Кришны во Вриндаване. Он
(с детства) обладал возможностью и удачей постоянно слушать об Играх
Шри Радха-Кришны во Вриндаване.
Как только Шринивас Ачарйа услышал о том, что Махапрабху оставил этот
мир, он тут же потерял сознание.
Придя в Нилачал-Дхам, он получил общение с личными Спутниками
Махапрабху. Позднее под руководством Шрилы Дживы Госвами (во
Вриндаване) он изучал Писания. (В то время) Шринивас получил титул
Ачарйа, Нароттам Дас получил титул Тхакур, а Шйамананда — титул Пандит
Махашой. Шринивас Ачарйа написал <<Шад-Госвами аштаку>> (Молитва Шести
Госвами).