- Пакша – К
- Экадаши – Нет
- Пост – Нет
- Йога – Шубха
- Накшатра – Пушья
Явление Радха-кунды, снана-дана
Бахулаштами
Радха Кунда Пракат, Снана Дана - день явления Радха-кунды, пруда омовения Шримати Радхарани во Вриндаване. Преданные принимают в этот день там омовение, особенно в полночь. Бахулаштами - праздник явления Радха-кунды и Шьяма-кунды, священных прудов в которых омывались Шримати Радхарани и Господь Кришна во Вриндаване.
Величие Радха Кунды
Убив демона, который принял облик быка, Кришна в состоянии эйфории от этой победы пришёл на встречу с Радхикой. Увидев перепачканного в крови быка Кришну, Радха запретила Ему приближаться к ней. Кришна попытался объяснить, что это был демон-оборотень, и Кришна был очень рад и горд, что Ему удалось победить быка.
Но Радха была непреклонна, напомнив Кришне, что бык – это олицетворение религии, и убивать быка, как и корову, это очень тяжкий грех. Радха сказала, что до тех пор, пока Кришна не очистится от греха убийства быка, она не станет с Ним (Кришной) встречаться.
«Что же мне делать?» – взмолился Кришна.
«Ты должен омыться во всех святых тиртхах», – ответила ему Радха.
Тогда Кришна мистическим образом создал большой котлован и призвал придти в это место все святые воды со всей вселенной. Перед Кришной проявились божества всех святых рек и озёр. Они наполнили своей водой озеро, которое было названо Шьяма Кундой. Приняв омовение в этом озере, Кришна предстал перед Радхарани. Но заметив в сердце Кришны остатки его гордости от победы над быком, Радха сказала ему: «Видимо последствия совершенного тобой греха очень тяжелы, даже святые тиртхи всей вселенной не смогли помочь тебе очиститься».Тогда Радха и её подруги, сняв со своих рук браслеты, начали копать ими новый котлован рядом со Шьяма Кундой. Они трудились много часов, и когда всё было готово, Радха встала на край котлована, подняла руки, и из её сердца према устремилась в котлован и вскоре наполнила его до краёв. Кришна в сильном волнении вошёл в воду этого озера и преображенный вышел навстречу Радхе. «Теперь ты полностью очистился» – сияя от счастья, сказала Радха.
«Позволь мне каждый день принимать омовение в твоём озере, о Радха!» – взмолился Кришна и встал на колени перед Радхой и Радха Кундой.
С тех пор Радха и Кришна каждый день проводят свои самые очаровательные игры в Радха Кунде. Вайшнавы всегда медитируют на эти игры. Поэтому Рупа Госвами в «Упадешамрите» написал: «В том, кто хотя бы раз искупался в священных водах Радха Кунды, пробуждается чистая любовь к Кришне».
Величие Радха Кунды в том, что ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК, кто хотя бы один раз в жизни испытает чувства любви, которые Радха испытывает к Кришне (иносказательно это означает «принять омовение в Радха-кунде»), мгновенно станет чистым преданным Кришны, он мгновенно обретает гопи-прему (см. стр. 84 Упадешамриты).
Величие Шри Радха-кунды
"Подробно изучив этот вопрос, мудрецы единодушно провозгласили (в «Падма-пуране»), что, так же как из всех гопи Кришна сильнее всего любит Шримати Радхику, Его особой любовью пользуется и Ее пруд. Того, кто хотя бы раз с великой преданностью омоется в водах Шри Радха-кунды, она одарит редким сокровищем гопи-премы, которую невероятно трудно обрести даже таким дорогим Бхагавану преданным, как Нарада, не говоря уже об обычных садхаках".
Нектар наставлений, текст 11
кришнасьоччаих праная-васатих преясибхьо 'пи радха
кундам часья мунибхир абхитас тадриг эва вьядхаи
ят прештхаир апьялам асулабхам ким пунар бхакти-бхаджам
тат премедам сакрид апи сарах снатур авишкароти
"Из многих излюбленных объектов наслаждения и из всех прелестных девушек Враджабхуми Шримати Радхарани, конечно же, наиболее дорога Кришне и наиболее любима Им. Великие мудрецы говорят, что столь же дорога Ему и Ее божественная кунда. Безусловно, берегов Радха-кунды редко достигают даже великие преданные; еще труднее достичь ее обыкновенным преданным. В том, кто хотя бы раз искупался в ее священных водах, пробуждается чистая любовь к Кришне."
Комментарий Бхактиведанты Свами
Почему Радха-кунда столь возвышенна? Это озеро обладает такими возвышенными качествами, потому что принадлежит Шримати Радхарани, дороже которой для Шри Кришны никого нет. Он любит Ее больше, чем всех других гопи. И великие мудрецы утверждают, что Ее озеро, Шри Радха-кунда, так же дорого Кришне, как Сама Радха. Действительно, между любовью Кришны к Радха-кунде и к Шримати Радхарани нет никакой разницы. Берегов Радха-кунды крайне редко достигают даже великие личности, которые целиком посвятили себя преданному служению, не говоря уже об обыкновенных преданных, практикующих всего лишь ваидхи-бхакти.
Говорится, что преданный, хотя бы раз искупавшись в Радха-кунде, мгновенно проникается к Кришне такой же чистой любовью, какую питают к Нему гопи. Тому, кто не может постоянно жить на берегах Радха-кунды, Шрила Рупа Госвами советует по крайней мере совершить в ней как можно больше омовений. Это один из наиболее важных моментов в преданном служении. Шрила Бхактивинода Чхакур в связи с этим пишет, что Шри Радха-кунда является самым важным местом для тех, кто хочет совершенствоваться в преданном служении, следуя по стопам подруг (сакхи) и приближенных служанок (манджари) Шримати Радхарани. Живым существам, стремящимся обрести духовные тела (сиддха-деха) и вернуться домой, в трансцендентное царство Бога, на Голоку Вриндавану, следует поселиться на берегах Радха-кунды, и, приняв покровительство приближенных служанок Шри Радхи, все время служить Ей, следуя их указаниям. Это - самый возвышенный метод для тех, кто занимается преданным служением под покровительством Шри Чаитанйи Махапрабху. В связи с этим Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Чхакур пишет, что даже такие великие мудрецы и преданные, как Нарада и Санака, не имеют возможности прийти и совершить омовение в Радха-кунде. Что же тогда говорить об обыкновенных преданных? Если человеку выпадает великая удача побывать на берегах Радха-кунды и хотя бы раз искупаться в ней, он проникается к Кришне такой же трансцендентной любовью, какую к Нему испытывали гопи. Здесь также дан совет поселиться на берегу Радха-кунды и полностью погрузиться в любовное служение Господу. Нужно каждый день совершать омовение в этом озере и отбросить все свои материальные представления, найдя прибежище у Шри Радхи и Ее помощниц-гопи. Если человек занимается этим в течение всей жизни, то, оставляя тело, он возвращается к Богу, чтобы служить Шри Радхе так, как он представлял себе это, живя на берегах Радха-кунды. Следовательно, высшее совершенство преданного служения заключается в том, чтобы жить на берегах Радха-кунды и каждый день совершать в ней омовение. Этого совершенства трудно достичь даже таким великим мудрецам и преданным, как Нарада. Вот почему слава Шри Радха-кунды не знает границ. Тот, кто служит Радха-кунде, получает возможность стать спутником Шримати Радхарани под вечным руководством гопи
Молочный океан в Радха-кунде
В 1941 г. на Радха- и Шьяма-кундах проводились восстановительные работы. Когда из озёр на время откачали всю воду, люди увидели на дне множество маленьких родничков. Их было так много, что когда насосы выключали, водоёмы быстро наполнялись вновь. Каждый родничок представляет собой одно из святых мест (реку, озеро или океан), которые 5 тыс. лет назад явились сюда по указанию Кришны. Эти святые места превратились в роднички, чтобы продолжать служение лотосным стопам Шримати Радхарани.
Преданные обнаружили Канчана-кунду прямо посредине Радха-кунды. Эта небольшая площадь, отгороженная низеньким бордюром, символизирует изначальную Радха-кунду, выкопанную руками Радхи и Её подруг. Удивительно, что один из родничков источал густую белую жидкость, похожую на молоко. Многие преданные и до этого видели белесые сгустки под водой посредине Радха-кунды, но не могли понять, что это. Иногда всё озеро принимает белый оттенок. Как-то раз преданный набрал эту жидкость в бутылку и на следующий день она превратилась в йогурт.
Откуда же появляется эта белая жидкость? Местные духовные учители говорят, что молоко появляется из Кшира-сагары, молочного океана в этой вселенной. Но почему же нет молочных родничков в Шьяма-кунде? Дело в том, что все святые места вначале вошли в Шьяма-кунду, Господь омылся в ней, а потом с разрешения Шримати Радхарани они перешли в Радха-кунду и остались там, чтобы служить Ей в Её вечных играх. Молочный океан в виде молочных родничков иногда приходят в экстаз при виде развлечений Радхи и Мадхавы. Тогда они неуправляемо бьют ключом, подобно тому, как текло молоко из грудей мамы Яшоды или из вымени коров от сильной любви к Кришне.
Как молоко питает тело, нектар према-бхакти питает душу. В Радха-кунде есть и то, и другое. Из неё можно пить молочный нектар из подземных родничков и нектар любви к Богу, текущий с лотосных стоп Шримати Радхарани
.
Шри Радха-кунда неотлична от Шримати Радхарани и поэтому очень дорога Шри Кришне. Радха-кунда имеет восемь кундж (по восьми сторонам), которые принадлежат восьми главным Гопи. Шри Радха и Кришна проводят Свои полуденные Игры именно на Радха-кунде. Радха-кунда находится рядом с Говардханом, в одной Его части.
Шри Рупа Госвами говорит в «Упадешамрите», что Матхура выше Вайкунтхи, Вриндаван выше Матхуры, а Говардхан даже выше Вриндавана, потому что в прекрасных пещерах Говардхана проходят сокровенные Игры Радха-Кришны. Но Радха-кунда ещё выше Говардхана. Только самые удачливые, самые чистые и возвышенные души могут жить на Радха-кунде, совершая своё служение Господу.
Даже такой великий Вайшнав как Шри Нарада не может войти на Радха-кунду. Только те, кто служат Господу Кришне в мадхурья расе, в особом качестве служения, могут войти туда. И даже Его вечные преданные в родительской расе не могут вступить туда. Даже такие ближайшие Его преданные как Шри Нарада Госвами или Шри Нанда и Яшода не могут попасть на Радха-кунду, как мы можем с лёгкостью войти в эту самую сокровенную Обитель?!.. Как мы можем даже думать таким образом?..
Шрила Рупа Госвами говорит в 11-м стихе «Упадешамриты», что тот, кто примет омовение в Радха-кунде, обретёт редчайшую Прему. Но что это означает? Просто прийти и окунуться там? Нет. Это означает принять омовение в своём духовном совершенном теле, с великой верой. Имеется в виду истинная Радха-кунда, недоступная восприятию материальных чувств, ума и разума. С их помощью мы не можем даже приблизиться к Радха-кунде, хотя можем думать, что стоим рядом с ней или делаем в ней омовение. Радха-кунда, будучи Обителью Господа, воспринимается только трансцендентными чувствами, свободными от материальной скверны.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, всегда выражал глубочайшее почтение Шри Радха-кунде, когда приходил туда во время Враджа-Мандала-Парикрамы. И он никогда не позволял себе принимать омовение в Шри Радха-кунде. Зная, что Радха-кунда неотлична от Самой Шримати Радхарани, его вечной Госпожи, он содрогался при мысли, что можно вот так запросто зайти в Радха-кунду своими ногами и телом, как делают многие люди. (Ведь омовение делают, заходя в воду ногами и опускаясь полностью). Он не мог позволить себе встать стопами «на голову» Самой Шримати Радхарани, считая это немыслимым оскорблением. С огромным почтением он кланялся Радха-кунде ещё издалека, потом подходил к её священной воде и благоговейно брал три капли себе на голову, принимая омовение в Радха-кунде именно таким образом.
Сегодня вечером и ночью на Радха-кунде большой Праздник, поскольку Радха-кунда появилась в полночь. Сотни и тысячи людей приезжают туда в этот день и принимают там омовение, обходят Радха-кунду, возносят Ей свои молитвы. Когда мы говорим о Радха-кунде или приближаемся к Ней, мы должны помнить о своём положении, о своём реальном адхикаре. Можем ли мы попасть в настоящую Радха-кунду?..
Шри Радха Кунда - это озеро любви Шримати Радхики к Шри Кришне. Это воплощение ее любви и поэтому оно дорого Шри Кришне так же как и сама Шримати Радхарани, как проявление ее любви. Только близкие гопи и манджари могут прикоснуться к водам этого озера. Не все гопи, а только те, которые любят Шримати Радхарани больше, чем Шри Кришну. Это самая важная причина славы Радха Кунды.