- Пакша – Г
- Экадаши – Нет
- Пост – Да
- Йога – Сукарма
- Накшатра – Пунарвасу
Рама-навами - явление Господа Шри Рамачандры
(Пост до захода солнца)
Навами означает девятый день прибывающей луны апреля месяца. Как день Кришны называется аштами, день Гауры – пурнима, этот день явления Господа Рамы известен как раманавами. Рама – это седьмое полное воплощение Кришны: витараси дикшу ране дик-пати-каманийам
даша-мукха-маули-балим раманийам
кешава дхрита-рама-шарира джайа джагадиша харе
О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ Рамачандры! Слава Тебе! В битве на Ланке Ты сокрушаешь десятиглавого демона Равану и подносишь его головы господствующим божествам десяти сторон света, возглавляемым Индрой, желая порадовать их таким чудесным даром. Все они давно мечтали о том, чтобы Ты уничтожил это чудовище, причинившее им столько страданий. (Дашаватара-стотра Джаядевы Госвами)
Тот, кто строго следует принципам преданного служения, непременно должен поклоняться Божествам. Празднование Шри Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши и других важных дней, связанных с деяниями Господа или Его преданных, тоже относится к поклонению Божествам. Иначе говоря, преданные- грихастхи обязаны отмечать эти праздники. (ШБ 7.5.23)
Вняв молитвам полубогов, Верховный Господь, Сама Абсолютная Истина, явился на землю, сопровождаемый Своей экспансией и экспансиями экспансии как Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругхна. Эти прославленные воплощения Господа появились в облике четырех сыновей Махараджи Дашаратхи, царя Айодхьи.
Сегодня преданные во всем мире отмечают День Явления на нашу планету Господа Рамачандры. Всерадующий господь Рама приходит в мир как совершенный правитель, любящий сын, брат и муж. Мы предлагаем вашему вниманию краткое описание этого праздника.
Рама Навами
Рама Навами - День явления Господа Рамачандры - утоляет эту нашу жажду высшей справедливости. Помыслы тех, кто празднует Рама Навами, один из главных праздников индийского календаря, сосредоточены на царевиче Раме - идеальном, божественном правителе. День явления Господа Рамы, который считается седьмым воплощением Бога, празднуется в девятый день месяца Чайтра (март-апрель). Рама пришел для того, чтобы утвердить "дхарму". Напомним, что дхарма - одно из основополагающих, очень емких понятий индуизма, которое обозначает путь, высший закон, предписанную обязанность, священный долг…
Будучи царевичем, Господь Рама ради исполнения своей дхармы отказался от трона и всех сопутствующих царю благ и почестей. На протяжении долгих четырнадцати лет Он жил в лесу вместе с добровольно последовавшими за Ним в изгнание братом Лакшманом и верной супругой Ситой. С готовностью принявший на себя тяжкую аскезу Рама идеально исполнил свой долг перед отцом и матерью, перед братом и супругой, перед всеми жителями процветающей страны Айодхьи, которой Он долго правил по возвращению из ссылки. Из века в век воплощаемая в лучших образцах литературы и искусства трагическая коллизия человечества, разрывающегося между долгом и чувствами, Господом Рамой была разрешена в пользу первого. "Рамаяна" учит, что в душе человека, забывшего о своем долге и попирающего Закон, никогда не воцарятся радость и мир.
Накануне Рама Навами жители Индии, Шри-Ланки, Непала, Бирмы, Бангладеша с благоговением и любовью читают и декламируют "Рамаяну". Для них этот древний текст больше, нежели литературный шедевр, они почитают его как величайшее в мире священное писание. Веды свидетельствуют, что "звуки "Рамаяны", которая состоит из ста кроров стихов (одна крора равна 240 стихам), достигают Брахмалоки" (высшей планеты материальной Вселенной, где обитает Творец Вселенной Господь Брахма). Считается, что для человека очень благоприятно в течение восьми дней, предшествующих Рама Навами, перечитывать "Рамаяну" или внимать бесчисленным историям из жизни Господа Рамы. В эти дни в храмах по всей Индии брахманы читают и пересказывают истории из великого индийского эпоса. Другой характерной чертой празднеств являются театральные представления эпизодов из "Рамаяны". В Уттар-Прадеше, местности, где жил Шри Рамачандра, к Дню Его явления проводятся танцевальные фестивали, во время праздника сжигают чучела Раваны, а также состоящих у него на службе демонов Кумбхакарны и Мегханады.
Суть учения Господа Рамачандры - жертва во имя долга
Рама был рад отправиться в лес на 14 лет. Прочное общество основано на законе. В основе любого общества должен стоять закон. А в основе закона лежит жертва. Самопожертвование делает человека счастливым. Когда Господь Рамачандра сказал: "Да, я исполню закон", почему он был такой счастливый? Потому что он исполнил жертву. Когда мать по нескольку раз ночью встает к своему плачущему ребенку, она делает это потому, что это ее долг, она не думает: "Что вообще этот комок плоти хочет от меня? Не заткнуть ли ему рот кляпом, чтобы он не мешал мне". Она жертвует собой. И чем больше эта жертва, тем глубже любовь, которую она испытывает. Если мы хотим обрести эмоциональное удовлетворение, если мы действительно хотим, чтобы наши отношения были глубокими, мы должны понимать, что в основе этого должна лежать жертва. И чем больше эта жертва, тем глубже наше удовлетворение.
В этом суть учения Господа Рамачандры. Каждый исполняет свой долг. Здесь описано, каким образом было построено ведическое общество (варнашрама). Закон заключался в том, что каждый знал, что ему нужно делать. И он исполнял свой долг как жертву, и это скрепляло общество. Это является цементом общества, стержнем общества, в котором в результате все счастливы. Каждый жертвует в расчете не на чувственные наслаждения, а, в конечном счете, на более возвышенные наслаждения. Наслаждения человеческими отношениями, наслаждения любовью и жертвою других. Мы жертвуем и не ожидаем ничего взамен, и остальные жертвуют и не ожидают ничего взамен, и все счастливы.
Сакри дева прапанаях - кто бы ни предался мне, тава асми - я твой, и тот, кто молитвенно складывает руки, ачаяте абаям - такого человека я делаю бесстрашным.
из лекции Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа
Господь Рамачандра дал обет иметь только одну жену и не связывать Себя с другими женщинами. Он был святым царем с безукоризненными качествами, у Него не было даже тени гнева или иных пороков. Господь Рамачандра обучал всех, особенно семейных людей, как соблюдать традиции варнашрама-дхармы, и учил Он этому на собственном примере.
Эка-патни-врата, или жизнь только с одной женой, стала примером, который показал людям Господь Рамачандра. Мужчине не следует иметь больше одной жены. В те времена можно было жениться на нескольких женщинах, даже у отца Господа Рамачандры было три жены. Но Сам Господь Рамачандра, как идеальный царь, жил только с одной женой, матерью Ситой. Когда Равана и ракшасы похитили мать Ситу, Господь Рамачандра — Верховная Личность Бога — мог жениться на сотнях и тысячах Сит, но, чтобы научить нас, как хранить верность Своей жене, Он сразился с Раваной и убил его. Господь наказал Равану и спас Свою жену, показав тем самым, что у мужчины должна быть только одна жена. Господь Рамачандра, женившись лишь раз, доказал Свою безупречность и стал примером для всех семейных людей. Семейный человек должен следовать идеалу Господа Рамачандры как совершенного семьянина. Жить с женой и детьми совсем непредосудительно, если человек живет в согласии с принципами варнашрама-дхармы. Любой, кто следует этим правилам — будь то семейный человек, брахмачари или ванапрастха, — одинаково ценен. (ШБ 9.10.54)
Молитвы Господу Рамачандре
(ШБ 5.19.3-8)
Сонмы гандхарвов день и ночь поют хвалу Господу Рамачандре, и звуки этих песен несут огромное благо каждому. Хануманджи и Арштишена, правитель Кимпуруша-варши, неустанно приклоняют слух к этим гимнам. Сам же Хануман возносит Господу следующие молитвы.
ом намо бхагавате уттамашлокайа
нама арйа-лакшана-шила-вратайа
нама упашикшитатмана упасита-локайа
намах садху-вада-никашанайа
намо брахманйа-девайа маха-пурушайа
маха-раджайа нама ити.
О Господь, я произношу омкару (биджа-мантру), чтобы доставить Тебе удовольствие. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, Верховной Личностью, величайшим из великих. Ты — вместилище всех возвышенных качеств ариев, совершенных людей. Твой нрав и Твои деяния безупречны, и Ты всегда владеешь Своими чувствами и умом. Играя роль человека, Своим безукоризненным поведением Ты показываешь пример другим. Подобно пробному камню, которым определяют качество золота, Ты являешься мерилом всех добродетелей человека. Тебе поклоняются лучшие из преданных — брахманы. О Верховная Личность, царь всех царей, я выражаю Тебе свое глубочайшее почтение.
йат тад вишуддханубхава-матрам экам
сва-теджаса дхваста-гуна-вйавастхам
пратйак прашантам судхийопаламбханам
хй анама-рупам нирахам прападйе
Постичь Господа, чье духовное тело [сач-чид-ананда-виграха] неподвластно гунам материальной природы, можно только с помощью чистого сознания. «Веданта» называет Господа единственным и неповторимым. Он обладает безграничным духовным могуществом, и потому материальная скверна не может коснуться Его. Господа невозможно увидеть материальными глазами, поэтому Его называют трансцендентным. Он непричастен к материальной деятельности и не имеет материального тела или материального имени. Созерцать Его божественный облик способен только тот, кто обладает чистым сознанием — сознанием Кришны. Давайте же с глубоким почтением склонимся к священным лотосным стопам Господа Рамачандры, и пусть эти стопы навеки станут нашим прибежищем.
мартйаватарас тв иха мартйа-шикшанам
ракшо-вадхайаива на кевалам вибхох
куто 'нйатха сйад раматах сва атманах
сита-критани вйасананишварасйа
Некогда жил на свете предводитель ракшасов Равана, которого не могло убить ни одно существо, кроме человека. Поэтому Господь Рамачандра, Верховная Личность Бога, пришел на землю в человеческом облике. Помимо расправы над Раваной, у Господа Рамачандры была еще одна цель: Он намеревался показать обыкновенным смертным, что тот, кто ищет счастья в семейной жизни и интимных отношениях с женой, обрекает себя на бесчисленные страдания. Верховный Господь самодостаточен и неподвержен скорби, — так чем же еще объяснить то, что Он прошел через столько испытаний, когда Равана похитил Ситу-деви?
на ваи са атматмаватам сухриттамах
сактас три-локйам бхагаван васудевах
на стри-критам кашмалам ашнувита
на лакшманам чапи вихатум архати
Будучи Верховной Личностью Бога, Васудевой, Шри Рамачандра чужд любых мирских привязанностей. Он — Сверхдуша, лучший друг и высший объект любви всех осознавших себя душ. Господь Рамачандра — полноправный владыка всех совершенств, поэтому не может быть и речи о том, чтобы Он страдал от разлуки с женой, или о том, чтобы Он отверг ее и Своего младшего брата Лакшману. Такое было бы просто немыслимо.
на джанма нунам махато на саубхагам
на ван на буддхир накритис тоша-хетух
таир йад висриштан апи но ванаукасаш
чакара сакхйе бата лакшманаграджах
Невозможно стать другом Верховного Господа, Рамачандры, просто благодаря своим мирским достоинствам, таким, как знатное происхождение, красивая внешность, красноречие, проницательный ум или принадлежность к высокоразвитой расе. Ни одно из этих достоинств не привлекает Господа. А иначе как объяснить, что Шри Рамачандра признал Своими друзьями нас — простых лесных жителей, которые не отличаются ни красотой, ни знатным происхождением, ни умением изящно говорить?
суро 'суро вапй атха ванаро нарах
сарватмана йах сукритаджнам уттамам
бхаджета рамам мануджакритим харим
йа уттаран анайат косалан дивам ити
Поэтому каждый, будь то полубог или демон, человек или любое другое существо [зверь, птица и т.п..], должен поклоняться Верховному Господу, Рамачандре, который приходит на землю в облике человека. Тому, кто поклоняется Верховной Личности Бога, нет нужды предаваться суровой аскезе, ибо Господь принимает от Своего преданного любую, даже самую незначительную, услугу. Удовлетворив Господа своим служением, преданный достигает высшей цели жизни. Именно так, по милости Шри Рамачандры, все Его преданные, жители Айодхьи, вернулись домой, к Богу.